Painted portrain of Dostoevsky, night, village with a church on a background

Фёдор Михайлович Достоевский (1821 - 1881) это окошко в душу России. Никто так проникновенно, психологично, детально не заглядывал в суть народа и страны; он был человеком, не только построившим мостик понимания мужика для своих образованных современников и потомков, но и вообще развёрнуто проанализировал и разложил то, как мыслят люди в России. Нет пожалуй лучшего проводника для осознания и постижения души и земли русской, чем этот писатель. Впрочем, значение его трудов можно смело расширять до общечеловеческого уровня; он пытливо и досконально проникал за кулисы людского ума в универсальном смысле. На Россию были направлены его старания, конечно она была фоном его работ. В книгах Достоевского основные события разворачиваются в головах, душах и сердцах его героев; у того же Толстого непосредственного действа гораздо больше. Но, раз уж упомянуты были эти три основные сосуда человеческой сущности, нельзя не говорить о романе "Братья Карамазовы". В моем представлении, главные герои этой книги, три брата Карамазовы, как раз и представляют собой абсолютные архетипы: сердца (любовь, страсть, женщины - Митя), головы (расчётливость, разумность, рацио - Иван) и души (чистота, истина, доброта - Алёша). Перипетии их судеб и описываются в романе, наполненном страстями, мыслями, чувствами, поисками Бога и смысла в людской жизни. Роман "Преступление и наказание", в свою очередь, рассказывает историю одного запутавшегося молодого человека, решившего покончить с одной вредной, никому не нужной старухой, ограбить её и тем самым помочь своему положению. Полотно этой картины, как любит Достоевский, - ум главного героя Раскольникова, мятущийся между двумя решениями: убить старуху или пощадить. Автор рисует путь его стенаний и душевных терзаний через палитру идеи "Тварь дрожащая, или право имею", другими словами, под вопрос ставится человеческая мораль, о которой и говорит сам с собой Раскольников. Для меня, эта книга ещё прекрасно показывает (как и Братья Карамазовы) насколько далеко можно уйти в своих мыслях, и насколько бессмысленно и вредно это может быть. Знакомство с Достоевским может быть сравнено с насыщенным погружением в психологию и психиатрию, что само по себе очень полезно. Кстати, Ницше говорил, что если и может у кого поучиться пониманию души, так у Достоевского. В общем, читать обязательно!

Цитаты

Братья Карамазовы (1880)

О Ракитине

Ну, а я его не гоню, потому что человек умный. Возносится очень, однако. Я ему сейчас вот говорил: «Карамазовы не подлецы, а философы, все настоящие русские люди философы, а ты хоть и учился, а не философ, ты смерд». Смеется, злобно так.

А меня Бог мучит. Одно только это и мучит. А что, как его нет? Что, если прав Ракитин, что это идея искусственная в человечестве? Тогда, если его нет, то человек шеф земли, мироздания. Великолепно! Только как он будет добродетелен без Бога-то? Вопрос! Я все про это. Ибо кого же он будет тогда любить, человек-то? Кому благодарен-то будет, кому гимн-то воспоет? Ракитин смеется. Ракитин говорит, что можно любить человечество и без Бога. это сморчок сопливый может только так утверждать, а я понять не могу. Легко жить Ракитину: «Ты, – говорит он мне сегодня, – о расширении гражданских прав человека хлопочи лучше али хоть о том, чтобы цена на говядину не возвысилась; этим проще и ближе человечеству любовь окажешь, чем философиями». Я ему на это и отмочил: «А ты, говорю, без Бога-то, сам еще на говядину цену набьешь, коль под руку попадет, и наколотишь рубль на копейку». Рассердился.